В тот самый день...

Маамар Алтер Ребе, который принято произносить за праздничной трапезой в честь обрезания.

«В тот самый день обрезан был Авраѓам», [1] и т.д.

В святых книгах[2] упоминается вопрос: Учитывая, что Авраѓам соблюдал всю Тору до её дарования, (включая даже Эрувей Тавшилин[3],) [4] почему он не сделал себе обрезание раньше?

Чтобы понять это, следует сперва разобрать, в чём состоит суть обрезания.

Сказано о Торе[5]: «Не на небесах она, чтобы сказать: кто поднимется для нас на небеса». Первые буквы слов «кто поднимется для нас на небеса» («ми яалэ лану ѓашамаима») составляют слово «обрезание» («мила»), а последние – непроизносимое имя Всевышнего (Йуд-Кей-Вав-Кей).[6]

Суть состоит в том, что до этого сперва сказано[7] «И обрежьте крайнюю плоть сердец своих», а потом[8] – «И обрежет Г-сподь Б-г твой сердце твоё», потому что есть два вида обрезания. Один выражает собой инициализацию снизу, то есть мы сами должны «обрезать крайнюю плоть своего сердца», что выражает собой тшуву[9], как сказано[10] «И вернись к Г-споду Б-гу твоему» в выполнении Торы и заповедей, и как сказали наши учителя благословенной памяти[11]: «Если евреи делают тшуву – избавляются, а если нет – не избавляются». А о том, что произойдёт после того, как соберутся изгнанники, написано[12]: «И приведёт тебя в страну... и облагодетельствует тебя». Это обрезание, которое выражает собой инициализацию сверху - «И обрежет Г-сподь сердце твоё». (Об этом сказано[13]: «И облагодетельствует... более отцов твоих», что является уровнем, о котором сказано[13]: «Как велико благо Твоё, которое Ты спрятал...» и т.д., как сказано[14] о Моше, родившемся обрезанным[15]: «И увидела, что он хорош», и т.д.).

Таким образом, первый уровень обрезания, выражающий собой инициализацию снизу, представляет собой пробуждение снизу, а пробуждение сверху – раскрытие уровня «И обрежет Г-сподь сердце твоё», и т.д. Именно о втором уровне обрезания, который будет достигнут, когда соберутся изгнанники и станут соблюдать всю Тору и все заповеди, сказано «кто поднимется для нас на небеса», с первыми буквами этого стиха составляющими слово «обрезание». Этот уровень обрезания выше уровня Торы, так как про Тору сказано: «Не на небесах она», потому что Тора спускается буквально до самого низа, как упомянуто в Талмуде[16] : сказал Рабби Йеѓошуа: «Мы не руководствуемся в своих решениях тем, что произносит небесный глас, потому что Тора – не на небесах». Следовательно, Тора – ниже небес. Тора также называется «Тора Ѓавайе». Имя Ѓавайе состоит из 4-х букв. Йуд выражает сжатие, Ѓэй – раскрытие, Вав – протягивание сверху вниз, и т.д. За счёт этого Тора спускается вниз. А второй уровень обрезания – выше имени Ѓавайе, причём настолько, что он выражен первыми буквами слов стиха «кто поднимется для нас на небеса», а имя Ѓавайе выражено их последними буквами. Из этого следует, что обрезание – на уровне небес, и, соответственно, выше, чем Тора, которая спустилась ниже уровня небес.

Поэтому сказали наши мудрецы благословенной памяти:[17] «Велико обрезание, которым заключено тринадцать заветов». «Велико обрезание» обьясняется как «обрезание, которое велико», то есть верхний уровень обрезания[18], при котором «Г-сподь обрежет сердце твоё».

Таким образом, установление 13-и заветов об обрезании имеет следуюший смысл:

Как известно, установление завета находится на более высокой ступени, чем интеллект и знание. Когда два задушевных друга устанавливают между собой завет любить один другого, это значит, что они обязаны любить друг друга. Даже если в кто-то из них не испытывает любовь к другому со стороны интеллекта и знания, он заставит себя любить другого. Так же и раскрытие верхнего уровня обрезания (о котором сказано: «Как велико благо Твоё») осуществляется посредством 13-и атрибутов милосердия, которые выше атрибутов мудрости и интеллекта и потому – выше, чем имя Ѓавайе и выше, чем уровень Торы (как это видно из того, что уровень 13-и атрибутов милосердия выше, чем уровень Торы, и поэтому через них может осуществится прощение грехов). Об этом уровне сказано[20]: «Пока не перейдёт народ твой, Ѓавайе», то есть пока не перейдёт на уровень, который выше имени Ѓавайе. (Так же и о 13-и атрибутах милосердия сказано: «И прошёл».)

Из всего вышесказанного становится ясно, почему Авраѓам соблюдал всю Тору до её дарования, но заповедь обрезания не выполнил: он хотел, чтобы его обрезание было «великим обрезанием», выражающим инициализацию сверху. Поэтому он выполнял всю Тору, которая ниже, чем этот уровень обрезания, а после этого удостоился высшего уровня обрезания, выражающего инициализацию сверху. Поэтому сказано «И был обрезан Авраѓам», а не «Авраѓам сделал себе обрезание», как перед этим сказано об Ишмаэле и слугах Авраѓама[21]: «И обрезал». Их обрезание было выражением инициализации снизу, как сказано: «И обрежьте крайнюю плоть сердец своих», а Авраѓам удостоился раскрытия уровня, о котором сказано: «И обрежет Г-сподь сердце твоё». Поэтому сказано: «И был обрезан Авраѓам».

Таким образом, «В тот самый день был обрезан» означает, «в самой сути того дня», а «тот день» - это день, который «весь – долгий, весь – добро», и самая суть этого дня – великое раскрытие, которое произойдёт в будущем, раскрытие уровня «Как велико благо Твоё», то есть день, который «весь – добро». И когда раскрылась для Авраѓама «самая суть того дня», тогда он был обрезан.

____________

1. Берейшит 17:26
2. Комментарий Рива на Берейшит
3. Заповеданный раввинами обряд, который совершают, если в праздник, пришедшийся на канун субботы, нужно готовить еду для субботы.
4. Йома 28б, конец последней мишны Киддушин.
5. Дварим 30:12
6. Тиккуней Зоѓар в начале предисловия, Тикун 22, Тикун 70 (стр. 131а)
7. Дварим 10:16
8. Дварим 30:6
9. Раскаяние (букв. возвращение)
10. Дварим 30:2
11. Санѓедрин 97б
12. Дварим 30:5
13. Псалмы 31:20
14. Шмот 2:2
15. Сота 12а
16. Брахот 52а
17. Недарим 31б
18. Примечание Ребе Цемах Цедека: см. коммент. Микдаш Мелех на Зоѓар, ч. 3, стр. 233б и Ликутей Тора, гл. Кдошим, значения заповедей, комментарий на тему «велико обрезание».
19. Шмот 15:16
20. Шмот 34:6
21. Берейшит 17:23