Из собрания писем
Предыдущего Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона
(т. 3, стр. 309, письмо № 764)

С Б-жьей помощью
13 Нисана 5695 (16 апреля 1935) г.
Варшава

Моему другу, почтенному и богобоязненному хасиду, учителю и раввину Ошеру, да продлятся годы его,

Мир и благословение!

Через наших Реббеим, от одного к другому, дошло до нас, что когда Алтер Ребе, автор Тании и Шулхан Аруха, собирался отдавать своего сына, Миттелер Ребе, в хедер, в учителя он выбрал одного из учеников Межеричского Магида и сказал ему:

“Давай обменяемся заповедями. На тебе лежит заповедь обеспечивать своих домочадцев, а на мне - обучать сына Торе. Давай обменяемся: я выделю тебе на обеспечение твоих домочадцев, а ты будешь обучать моего сына.

Знай, что как физическая пища укрепляет тело и связывает его с органами души, так и духовная пища укрепляет душу и связывает её с Б-гом жизни. Я обеспечу пропитание для твоих домочадцев, а ты обеспечишь пропитанием моего сына.

Самое первое – со святостью и огнём пылающим вселить в его сердце страх перед Всевышним и любовь к Нему исторями из Торы, с верой в единого Создателя, да будет Он благословен и возвышен, Владыку миров, Который бесконечно выше любого постижения и понимания.

Прежде, чем начнёшь учить его, ты должен осознать, что твоя работа – миссия Всевышнего, что от тебя зависят жизнь и смерть, причём жизнь и смерть духовные, которые бесконечно выше жизни и смерти физических. Будешь трудиться с верой – истина станет для ученика фундаментом, и его достоинства и достоинства его потомков навеки будут и твоими достоинствами.  А “из положительного утверждения выводится отрицательное”[1].

Знай, что всё зависит от человека, и всё – в его власти. И насколько ты посвятишь этому делу свой разум, сердце и душу, настолько Всевышний поможет тебе, и ты вырастишь достойных учеников, и удел твой будет среди светил небесных и множества праведников в сиянии света, о котором сказано, что “он хорош”[2].

Так говорил Алтер Ребе одному из учителей и пробудил его этим к осознанию великой ответственности, которую тот взял на себя, и к осознанию того, что жребий духовных жизни и смерти зависит от правильного воспитания.

Так было полтора века назад, когда Тора и богобоязненность были в силе и славе на еврейской улице. Что же говорить о нашем времени, когда тьма покрывает землю, и, не о нас будь сказано, словно болезнь во многих еврейских домах – отсутствие богобоязненности и холод Амалека, да смилостивится Всевышний! Насколько же велика сейчас ответственность того, кто обучает знанию о Б-ге! Он должен посвятить всего себя, “всё сердце своё, всю душу свою и всё существо своё”[3] обучению, следить в оба глаза за всем, что касается страха перед Небесами, согревать сердца учеников теплом Б-жественного огня, чтобы укоренить в них любовь к Всевышнему, любовь к Торе, любовь к исполнению практических заповедей и любовь к каждому еврею.

Наши мудрецы говорят: “Почему палка погонщика называется малмэд? Потому что учит (меламед) корову вспахивать борозду. Почему ручка плуга называется мардэа? Потому что учит (морэ) корову знанию (дэа)”[4].

Сказано: “Подобным дикому ослу рождается человек”.[5] И это значит, что человек со своим человеческим интеллектом, поглощённый лишь мирскими делами и мирскими науками, - словно дикий осёл, “уподоблен скоту, похож на него”[6]. Ибо в стремлении удовлетоворить свою животную жизнедеятельность (есть, пить, спать, покрывать тело одеждой) он гонится только за материальным и телесным, и его разум изощряется лишь в том, чтобы ублажить тело, удовлетворить страсти, добиться славы и усерден и старателен в этом чрезвычайно.

Когда Ребе Маѓараш был семилетним мальчиком, он знал Танах наизусть, и время от времени его отец, Ребе Цемах Цедек, проверял его знания. Во время таких экзаменов сын задавал отцу всевозможные вопросы по разным стихам Писания.

Однажды он спросил отца: “Сказано в Коѓелет: “Сотворил Б-г человека прямым”[7]. Прямым был Адам при своём сотворении, подобно ангелам служения. В чём преимущество того, что он был создан прямым и, соответственно, прямоходящим?”

Ребе Цемах Цедек ответил, что тот, кто ходит прямо, видит небо, а тот, кто ходит на четырёх лапах, видит лишь землю, как лошадь или мул, которые никогда не видят небо. И в этом заключаются милость Всевышнего и преимущество, которым Он удостоил человека, создав его прямым и прямоходящим – хотя он ходит по земле, он всё-таки видит небеса, в то время как те, что ходят на четырёх лапах, видят лишь землю.

Всевышний создал человека прямым и дал ему сердце, чтобы понимать, и мозг, чтобы размышлять, но не все достаточно мудры, чтобы углубляться мозгом и направлять сердце на постижение Б-жественности. Они довольствуются знанием открытой части Торы и лишают свои души истинного блага – познавать Создателя, да будет Он благословен и превознесён.

Всевышний создал человека прямым, как сказано: “Прямые узрят лик Его”,[8] да будет Он благословен, путём множества размышлений, через постижение и понимание. Сказано: “Поднимите в высь небес глаза свои и посмотрите, кто создал их”[9], и ещё сказано: “Из плоти моей узрю я Б-га“[10]. Наши мудрецы сказали: “Как душа наполняет тело, так Всевышний наполняет вселенную”[11]. И суть этого подробно, чётко и доступно обьясняется в учении хасидизма.

Поэтому слова “Почему палка погонщика называется малмэд? Потому что учит (меламед) корову вспахивать борозду и т.д.”, означают следующее: у борозды есть два свойства – высота и прямизна; и палка погонщика (малмэд), и ручка плуга (мардэа) “учат корову вспахивать борозду” – учат идти прямой дорогой и удалять высокомерие.

Очень важное правило в воспитании детей – в дополнение к историям из “Эйн Яаков” рассказывать истории о жизни и поведении праведников, истории, которые они смогут понять сами, причём понять правильно. Следует побуждать их принимать эти истории близко к сердцу, проверять, хорошо ли они усвоили прочитанное, приучать рассказывать всё, что они читают, вдумчиво и по порядку, и после каждой прочитаной истории следует обьяснять им, какой урок в богобоязненности могут они из неё извлечь.

Я уверен, что Вы установите время, чтобы изучать хасидские маамарим с Вашим зятем рабби К. Папенгеймом и Вашим сыном рабби М. Дубиным, и будете обьяснять изучаемое так, что побудите их установить раписание для занятий по хасидизму с кем-нибудь из студентов йешивы, и чтобы всё пройденное они два-три раза повторяли сами.

А для начала я посылаю Вам копию письма, в котором я уже отвечал на подобный вопрос, и это письмо Вы должны изучить вместе с ними два-три раза, пока мой ответ не будет как следует понят.

Да пошлёт Всевышний успех в Вашей святой работе, чтобы Вы воспитали множество достойных учеников, и да поможет Он Вам во всех ваших нуждах, как в материальных, так и в духовных.

[1] Т.е. из того, каковы положительные следствия в данном случае, можно вывести, каковы отрицательные следствия в противоположном случае. Парафраз известного логического правила в Талмуде, напр., Недарим, 11а.

[2] Берейшит, 1:4

[3] Дварим, 6:5

[4] Бемидбар Раба, 14:4

[5] Ийов, 11:12

[6] Теѓилим, 49:21

[7] Коѓелет, 7:29

[8] Теѓилим, 11:7

[9] Йешайѓу, 40:26

[10] Ийов, 19:26

[11] Парафраз, Брахот, 10а