Уважай лицо старца .
Маамар Алтер Ребе. Ликкутей Тора. Глава «Кдошим».
По причине, кроящейся в воспоминании, которое я храню уже около пятидесяти лет, я переведу сейчас маамар из Ликкутей Тора (конец гл. «Кдошим»), о котором рассказывал мне мой святой отец (Ребе Рашаб), и который он учил время от времени, когда считал необходимым благословить на духовный подьём и хорошее усвоение: маамар «Уважай лицо старца...Черна я и красива» (как он напечатан в Ликкутей Тора).
Прощаясь, в 5680 (1920 г. [1]) мой святой отец (Ребе Рашаб) много говорил со мной о маамаре «Уважай лицо старца» в Ликкутей Тора, о том, что это - слова Алтер Ребе, которые он говорил при стечении большого количества людей вскоре после того, как преставился Межричский Магид. Мои прадед и отец произнесли этот маамар перед тем как преставились. По сокровенной причине конец маамара, «Пред лицом седины вставай», напечатан во (втором) маамаре «Черна я».
Как записано у меня во всех подробностях в дневнике за 3 Кислева 5680, благодаря представившейся счастливой возможности мой святой отец рассказал мне, что наши отцы, святые Реббеим, каждый день изучали соответствующий отрывок из Тании и говорили, что изучение и произнесение вслух букв Тании – средство для раскрытия сокровенности Нефеш-Руах-Нешама [2], а изучение маамара «Уважай лицо старца» в Ликкутей Тора пробуждает внутреннее восприятие отсвета Йехиды [3] души.
(Из беседы Предыдущего Ребе 19 Кислева 5707 (1946 г.), в частности обьясняющей этот маамар)
Ребе несколько раз упоминал, что тот, кто хочет быть уверен, что у него хорошая память, должен выучить этот маамар наизусть.
«Уважай лицо старца»[4] - «того, кто приобрёл мудрость»[5]. «Кто приобрёл» имеет тот же смысл, что «держащие Тору»[6]. «Держащий Тору» значит держащий её в запоминающей составляющей интеллекта[7] и навсегда «вырезавший её на скрижали своего сердца»[8]. Как сказали наши учителя благословенной памяти[9], «кто – учёный? Тот, кого спрашивают о любом законе, и он отвечает». Перед таким учёным мицва вставать даже когда он не вовлечён в изучение Торы[10], ибо Святой, благословен Он, постоянно пребывает внутри его, даже когда он вовлечён в мирские дела, так как Тора высечена на памяти ума его души и на его сердце, а Тора и Святой, благословен Он, - едины[11]. [12] Поэтому каждый, кто охвачен стремлением, и кого подвигает сердце и исходит душа в желании прилепиться к Нему навечно, чтобы Ѓашем постоянно пребывал внутри него без всякого перерыва и отделения даже на один момент, пусть приобретёт себе Тору в памяти ума своей души. Тогда, даже когда он будет занят нуждами своего тела, Тора окажется на уровне мира скрытия в его душе, так как в нём будет давать свет буква Йуд имени Ѓавайе. Поэтому, как известно, в главе «Посвяти мне каждого первенца» [13] написано «на память над глазами твоими» [14]. Из этого становится понятным то, что сказано в Законах изучения Торы[15] от имени Сифри, что на каждом лежит обязанность знать всю Тору, то есть 613 заповедей во всех деталях: это необходимо, чтобы привлечь свет Ѓашема во все части каждого из 613-и органов души. И так сказано: «Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет изьяна в тебе» [16]: упор на слово «вся», из чего видно, что источник этого привлечения света, даже в том виде как он существует наверху, состоит из 613-и составляющих. Этот источник называется «человек», как сказано: «И на подобии трона – как будто подобие человека» [17].
Однако из-за тяжести нынешнего времени и слабости духа, недостаточной способности интеллекта к постижению и недостаточной глубины постижения в наше время, всё же следует собраться с силами и поусердствовать чтобы запечатлеть и выгравировать в памяти интеллекта души хотя бы Пятикнижие Моисеево, записанное им со слов Всевышнего, так как оно - источник всей письменной и устной Торы, как это видно из того, что рабби Акива выводил множество законов из коронок букв Торы [18], в которых эти законы находятся в скрытом виде – в мире сокрытия. И из мира раскрытия – устной Торы – следует запечатлеть и выгравировать хотя бы раздел Кодашим (раздел Мишны, посвящённый жертвоприношениям), названный нашими учителями мудростью [19] и, согласно Аризалю искупающий грехи человека. [20]
1. Год, в который преставился Ребе Рашаб.
2. Имманентные уровни души.
3. Самый высокий трансцендентный уровень души.
4. Вайикра 19:32
5. Киддушин 32б
6. Йирмейаѓу 2:8
7. Интеллект – одна из составляющих души. Память – одна из составляющих интеллекта.
8. Парафраз из Шмот 32:16
9. Шаббат 114а, Киддушин 49б
10. Шулхан Арух, Йорэ Дэа 144:1
11. Зоѓар Хадаш Ч.1, 24а; Ч.2, 9а; Ч.3, 73а
12. Примечание Ребе Цемах Цедека: см. Зоѓар, конец главы Кдошим стр. 57б
13. Шмот 13:1-16
14. Шмот 13:9
15. Алтер Ребе, Законы изучения Торы, 1:4
16. Шир Ѓаширим, 4:7
17. Йехезкел, 1:15
18. Менахот 29б.
19. Шаббат в конце стр. 31а
20. См. обьяснение стиха «Перед лицом седины вставай и уважай лицо старца» в конце маамара «Черна я и красива».